.:: МОСКВИЧ-400-420 ::.
Opel-Kadett K38, фото из архива Ю.А. Долматовского [3]
Opel-Kadett K38
во дворе НАТИ. 1945 г.
Москвич-400-420, фото из архива М.В. Колядина
Москвич-400-420
Черноусово. 2006 г.

Opel-Kadett K38МЗМА М-400       После Великой Отечественной Войны народу страны Советов срочно требовался "народный" автомобиль. Им стал Москвич-400. Он был точной копией довоенного немецкого Opel-Kadett K38 образца 1938 года. Летом 1945 года по указанию Отца Народов, который лично осматривал кандидатов, Кадет признали более совершенным, чем устаревший КИМ-10-52 и он стал прототипом для новой "советской" модели. Отличия Москвича от Опеля можно найти только в декоративных элементах, украшающих кузов: изменилась фигурка на носу автомобиля, орнамент на колпаках колёс, а эмблема решётки радиатора "перевернулась" и стала Кремлём с буквой "М".
      Ввиду отсутствия немецкой документации чертежи узлов и деталей для нового автомобиля снимались с имевшихся в наличии Кадетов. Сборка серийных Москвичей началась 4 декабря 1946 года,
Конвейер МЗМА [1]
Москвич 400-420
на сборочном конвейере. 1949г.
и объёмы выпуска быстро росли. Частично производственный процесс происходил на вывезеном из Германии оборудовании, однако основная доля оснастки была отечественного производ-ства. Во второй половине 1947 года к 800-летию Москвы была выпущена юбилейная партия Москвичей со специальным шильдиком на левой боковине капота в виде древне-русского щита. Москвич-400 стал первым легковым автомобилем в СССР массово продававшимся частным владель-цам. Он быстро завоевал популярность, так как при низкой цене обладал достаточно высокими потребительскими свойствами, да и конкурентов в "сверхлёгкой" весовой категории у него не было.
      Дорог в те времена было гораздо меньше, чем "направлений". Независимая передняя подвеска типа "Дюбоне"
Dubonnet [3]
Передняя подвеска Dubonnet
в сочетании с зависимой задней подвеской на полуэллиптических рессорах обес-печили очень мягкий ход как на дорогах с твёрдым покрытием, так и на грунтовых просёлочных дорогах, что довольно нехарактерно для малолитражек с короткой базой. Управляемость автомобиля от этой мягкости нисколько не пострадала. По крайней мере, манёвр переставка на скорости около 60 км/ч выполняется легко и непринуждённо (из личного опыта). К тому же, эта подвеска показала невероятную живучесть, за что её называли "вечной". Ремонт рычажных амортизаторов заключается в их разборке, промывке, сборке и последующей заливке свежей амортизаторной жидкости - никаких сложных операций.
М-400-420 на бездорожье [1]
Испытания на бездорожье. 1949г.
      Благодаря тому, что максимальный крутящий момент 400-го двигателя развивается при низких (2000!) оборотах, позволяя ехать "внатяг", автомобиль обладает превосходной проходимостью в условиях бездорожья. А в сочетании с колёсами большого диаметра, приличным дорожным просветом и малой массой, "посадить" Москвич-400 можно только имея непреодолимое желание. Тем более, рисунок протектора штатных покрышек не позволяет глубоко закапываться в грязь.
      К недостаткам можно отнести очень длинный (1430 мм) карданный вал со скользящей вилкой и без промежуточной опоры. При увеличении зазора в шлицевом соединении, а также при небольших изгибах, кардан вызывает ощутимые вибрации, передающиеся на кузов и уменьшающие срок службы подшипников вторичного вала коробки передач и ведущего вала редуктора заднего моста.
      Салон Москвича довольно узкий, при этом 4 человека помещаются в нём без труда, хотя особого комфорта тоже не испытывают. Места для ног задних пассажиров хватает, но вытянуться не удастся. Через маленькие дверные проёмы не очень удобно садиться в салон, особенно людям с большим размером обуви. Багажное отделение вместительное, но попасть в него не просто. Не каждый непосвящённый догадается, что у 400-го этот багажник вообще есть в наличии.
      Скорость работы стеклоочистителя с механическим приводом от распредвала зависит от оборотов двигателя, зато его можно использовать в качестве тахометра при регулировке холостых оборотов. Оптики минимум: две фары спереди и один фонарь, выполняющий функции габарита, стоп-сигнала и подсветки номера - сзади. Всё соответствует понятию "настоящий народный автомобиль".
      Небольшой коллектив конструкторов МЗМА активно занимался проектными и исследовательскими работами, благодаря которым модернизировалась базовая модель и появилось несколько модификаций. В 1948 году в систему смазки добавили фильтр тонкой очистки масла, в 1949 толстостенные бронзовые коренные вкладыши заменили стальными тонкостенными. В августе 1950 года повился новый карбюратор К-25, в июле 1952 - усовершенствованный К-25А. В мае 1951-го на Москвич начали устанавливать новую коробку передач с синхронизаторами второй и третьей ступеней, а рычаг переключения был перенесён с пола на рулевую колонку.
      В 1947 году на МЗМА началось производство дерево-металлического фургона Москвич-400-422, а в 1949 с конвейера сошёл кабриолет 400-420А. Для кузовного завода Минпищепрома изготавливалось шасси 400-420К, на которое устанавливались различные кузова утилитарного назначения.
      В 1949 году была сделана попытка "рестайлинга": было изготовлено несколько прототипов с индексами 401-424Э и 403Э-424Э, у которых сохранилась средняя часть кузова от седана 400-420, а передняя и задняя части претерпели значительные изменения. Появился капот аллигаторного типа, три варианта облицовки радиатора, запаску спрятали в увеличившийся багажник, у которого появилась открывающаяся крышка, видоизменились крылья и передние двери. В обновлённой внешности одновременно просматривались черты Опель-Капитана и Победы. До серийного выпуска экспериментальной модели дело не дошло, однако она стала базой для гоночных автомобилей Москвич-403Э-424Э-Купе и Москвич-404-Спорт, которые успешно выступали в чемпионате СССР по автомобильным гонкам.
 

.:: ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ::.
Модель 400-420
Тип кузова седан
Общее количество дверей 4
Число мест 4
Привод задний
Размер стандартных шин 4,50-16 (с 1949г - 5,00-16)
База, мм 2340
Колея передних колес, мм 1105
Колея задних колес, мм 1168
Радиус поворота, м 6
Длина, мм 3855
Ширина, мм 1400
Высота, мм 1550
Дорожный просвет, мм 200
Глубина преодолеваемого брода, м 0,60
Сухой вес, кг 780
Снаряженная масса, кг 1155
Максимальная скорость, км/ч 90
Применяемое топливо Бензин А-66
Контрольный расход топлива, л/100км 8
Двигатель рядный, нижнеклапанный,
4-х тактный, карбюраторный
400
Число цилиндров 4
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Диаметр цилиндра, мм 67,5
Ход поршня, мм 75
Рабочий объем двигателя, куб.см 1074
Степень сжатия 5,8
Номинальная мощность, л.с.(кВт) при об/мин 23 (16,7)
при 3600
Крутящий момент, кгм при об/мин 5,5 при 2000
Карбюратор К-24, двухдиффузорный
с августа 1950г - К-25
с июля 1952г - К-25А
Силовая передача  
Сцепление Сухое, однодисковое
Коробка передач Двухходовая, шестерни
с винтовыми зубьями
Число ступеней коробки передач 3
Передаточные числа коробки передач
       первой передачи 3,56
       второй передачи 1,73
       третьей передачи 1-прямая
       задней передачи 4,44
Главная передача Коническая
передаточное число 5,14
Электрооборудование  
Проводка Однопроводная
"+" на массу
Напряжение в сети, В 6
Аккумуляторная батарея 3-СТ-60
Распределитель зажигания Р-28
Свечи зажигания НА-11 (11-АУ)
резьба М14х1,25 мм
Генератор Г-28 постоянного тока
мощность 100 Вт
Стартер СТ-28
Фары ФГ-5
Звуковой сигнал С-52
Заправочные емкости, л  
Бензобак 31
Система охлаждения (с отопителем) 6
Система смазки двигателя 3,3
Картер коробки передач 0,4
Картер заднего моста 0,9
Картер рулевого механизма 0,13
Тормозная система 0,5
Годы выпуска 1946 - 1954
Всего было выпущено 216006 штук
(400-420 и 401-420
с 1946 по 1956 гг)
.:: Литература ::.

1. Автомобили России и СССР. Часть первая. Л.М. Шугуров. М: Илби, 1993.
2. Галерея автомотостарины Андрея Богомолова.
3. По улицам "слона" возили. Алексей Стрелков. Журнал "Игрушки для больших", №6,7,8 (сентябрь-ноябрь 2001).
4. Взаимозаменяемость агрегатов и деталей автомобилей "Москвич". Справочник. М: Транспорт, 1976.

 



Комментарии? Поправки? Дополнения?
© Terrify, 2006

Последнее обновление: 09.06.2006

Hosted by uCoz